На днях на глаза попался пост — очередной крик души. «Грустно и печально. Вчера наши друзья повезли нас в сосновый бор. Практически все сосны болеют. Много сосен высохло на корню. Просим у компетентных людей совета, как можно их спасти. В республике нашей есть министр экологии? Пусть признается, был ли он там? Не могу писать. Слёзы, слёзы... Давайте не будем равнодушны, все вместе подумаем, как спасти сосновый бор. Бью во все колокола!», - пишет потрясенная увиденным жительница Калмыкии Нина Мишина в своем Facebook-аккаунте.


Единственный в Калмыкии сосновый бор находится в столичном пригороде. Мы отправились туда, чтобы увидеть все своими глазами. Девять утра, солнечно, знойно и безветрено. Уже на подъезде к бору отчетливо видны заросли сухостоя. То тут, то там целые участки мертвых деревьев. Стоят стволы некогда живых сосен, а из жидких сухих веточек торчат жалкие желтые иголки. Много валежника, к которому достаточно поднести спичку, и заполыхает пожар. Некоторые деревья полностью погибли, другим немного повезло - высохла пока лишь их некоторая часть. И так повсюду. Сосны действительно погибают, еще немного, и бор мы потеряем навсегда.
А ведь полвека назад созданное руками людей в жесточайших условиях полупустыни зеленое чудо поразило даже видавших виды американцев. Побывавшие в Калмыкии иностранцы были удивлены масштабом работ по созданию лесных насаждений и закреплению песков. Восхищались и российские лесоводы. Удивлялись, как вопреки неблагоприятным условиям элистинцам удалось создать великолепное зеленое кольцо вокруг города с плантациями смородины и шиповника, а также поддерживать в отличном состоянии городской парк.


Мало того, 40 лет назад по количеству насаждений на душу населения Элиста значительно превосходила своих соседей - астраханцев и волгоградцев, которые даже приезжали в нам собирать смородину.
Наверное, немногие жители республики помнят, что сосновая роща - детище Басана Бадьминовича Городовикова и тогдашнего директора Элистинского лесхоза Александра Асмачкина. По настоянию последнего почти 50 лет назад под поселком Аршан на 40 гектарах посадили первые саженцы сосны обыкновенной и сосны крымской, которые на удивление очень хорошо прижились. С тех пор сосновый лесок рос и развивался и скоро стал гордостью и любимым местом отдыха жителей республики.
А сейчас он катастрофически гибнет. Началось это, конечно, не сейчас. Город лишается своих «легких» уже почти три десятилетия. И причиной тому не только и не столько зной и засуха. Ситуацию усугубила чиновничья бездумность: еще в 1994 году зеленую зону вокруг Элисты площадью 4007 га вывели из состава Гослесфонда и передали в ведение городского муниципалитета. Он-то и должен был взять на себя финансирование работ по уходу, благоустройству и охране лесных насаждений. Должен был, но не взял: городская казна попросту не потянула таких расходов. А Элистинскому лесхозу не хватало денег не только на новые посадки, но даже на уборку сухостоя, который теперь в жару горит, как дрова в печи.
«А что же в минприроды Калмыкии? Знают ли о том, что происходит с сосновым бором?» - этот вопрос редакция МК в Калмыкии задала самому министерству.


Знают. «Озабочены состоянием сосен и даже привозили в бор специалистов волгоградского Центра защиты леса. Они провели полное обследование и представили отчет о состоянии и причине гибели. А причина - засуха. Прошлый год был очень засушливым, уровень грунтовых вод упал, поэтому сосны, которые и так сильно ослаблены, гибнут, - рассказала нашему корреспонденту главный специалист отдела охраны, защиты и воспроизводства использования лесов и ведения государственного лесного реестра минприроды Калмыкии Ольга Грекова. - Планируем провести санитарные рубки, а вместо погибших деревьев посадить новые. На эти работы составлена соответствующая смета расходов, которую представили в правительство и минфин республики с просьбой о выделении средств».
Несмотря на то, что землю под сосновым бором в июне этого года все-таки удалось вернуть в федеральное агентство лесного фонда, до государственного финансирования далеко, - добавила собеседница «МК в Калмыкии». - В течение двух лет республика должна провести работы по лесоустройству за свой счет. В этом сезоне министерство планирует провести подготовительные работы, на следующий год запланировано проведение лесоустройства в полном объеме».
Но и это тоже под вопросом: ответ на запрос минприроды о выделении денег, направленный ранее в аппарат правительства РК, еще не получен. Если он будет отрицательным (а именно такой в ведомстве скорее всего и ожидают), придется эти два бездействовать и ждать денег из Москвы.
Выходит, сейчас судьба соснового бора - в руках руководства республики. И только оно может ответить на вопрос: «Спасем ли мы его?»