ВИЧ/СПИД: Как Калмыкия стала единственным «злодеем»

В нашем обществе сформировалось мнение, что во всем мире ВИЧ-инфекция началась с африканских государств, где люди заразились от обезьян, а в СССР – с Калмыкии. Это случилось в ноябре 1988 года, когда в республиканской детской больнице заведующая пульмонологическим отделением Нина Шараева выявила ВИЧ-инфицированного ребенка. Практически одновременно вирус обнаружили и у детей в Астрахани, Волгограде, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

ВИЧ/СПИД: Как Калмыкия стала единственным «злодеем»

По данным ВОЗ, с начала эпидемии в мире из 78 миллионов человек, заразившихся ВИЧ, более половины уже погибло. Живущих с ВИЧ-инфекцией насчитывается около 40 миллионов, причем почти половина их них до сих пор не знает о своем статусе.

В Российской Федерации на 1 января 2017 года выявлено почти 11, 5 миллиона случаев ВИЧ-инфекции. В Калмыкии эпидемическая ситуация остается напряженной, несмотря на большой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом на всех уровнях. За весь период наблюдений (с 1 января 1987 года) у нас зарегистрировано 375 случаев ВИЧ-инфекции и заболеваний СПИДом, и нет тенденции к снижению (к примеру, в 2015-м отмечался рост заболеваемости в 2,6 раза по сравнению с 2014-м годом). В 2017 году зарегистрировано 15 новых случаев ВИЧ-инфекции, в мае 2018-го сообщалось, что с начала года о своем диагнозе узнали уже шесть человек.

Среди выявленных за последнее время доля лиц в возрасте 30-50 лет и старше составила 99%. Самое удивительное, что самому пожилому заболевшему было… около 80-ти лет! Новые случаи ВИЧ-инфекции зафиксированы в Элисте, Лаганском, Черноземельском, Сарпинском и Целинном районах. «Источниками» заражения стали жители, вернувшиеся с заработков из Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых преобладали выходцы из Целинного, Октябрьского, Сарпинского, Кетченеровского и Яшкульского районов. Главными факторами заражения явились незащищенные половые контакты (81,8% от общего числа ВИЧ-инфицированных) и инъекционное употребление наркотиков (18,2%). Но тенденция такова, что среди заразившихся может оказаться уже любой человек, в том числе тот, кто не относится ни к одной группе риска.

О болезни объявили первыми

По словам известного калмыцкого хирурга Бориса Сангаджиева, в нашем обществе сформировалось мнение, что во всем мире ВИЧ-инфекция началась с африканских государств, где люди заразились от обезьян, а в СССР – с Калмыкии. Это случилось в ноябре 1988 года, когда в республиканской детской больнице заведующая пульмонологическим отделением Нина Шараева выявила ВИЧ-инфицированного ребенка. Практически одновременно вирус обнаружили и у детей в Астрахани, Волгограде, Ставрополе и Ростове-на-Дону.

«Надо отдать должное тогдашнему министру здравоохранения Калмыцкой АССР Льву Тапкину, его заместителю Людмиле Кумеевой, главному педиатру республики Элеоноре Бормангнаевой, главврачу республиканской детской больницы Валентине Манджиевой и её заместителю Людмиле Дакиновой, – говорит Борис Михайлович. – Это они первыми забили тревогу, обнаружив в Элисте заболевшего ребенка, и практически подставили себя под удар».

Если бы не этот поистине героический шаг, трудно было бы представить масштабы трагедии, ведь в тогдашней закрытой политизированной стране такого рода эксцессы просто замалчивались.

«Инициатива была наказуемой, – продолжает Б. Сангаджиев, который в то время работал заведующим хирургическим отделением республиканской детской больницы, – ведь сразу после трагедии в отношении калмыцкого здравоохранения начались настоящие репрессии. На основании нашей информации была создана комиссия. В январе 1989 года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело. Комиссия из Минздрава РСФСР приехала к нам уже с приговором. Генпрокуратура России и комиссия МЗ РСФСР не стали углубляться в подробности, вердикт вынесли сразу: «Шприцевое заражение – от халатности элистинских врачей».

К моменту регистрации ВИЧ-инфекции в Элисте, в 1988 году, общее количество ВИЧ-инфицированных в южных городах СССР составило свыше двухсот человек. Но тем не менее, обвинили только калмыцких врачей, объявивших о существовании СПИДа первыми.

Найти «стрелочника»

По версии членов комиссии, СПИД в нашу республику был завезен моряком, работавшим в Африке, и в последующем распространен нерадивыми медработниками «инструментальным» путем. А то, что ВИЧ-инфицированные стали появляться в других городах, объясняли тем, что тяжелобольных детей из Элисты отправляли в соседние регионы, где от них в стационарах заражались местные.

Чтобы найти «стрелочника», комиссия использовала «административный ресурс», и сразу же «полетели головы» – начиная от заместителя главного врача по лечебным вопросам республиканской детской больницы и заканчивая министром здравоохранения КАССР. На освободившиеся должности были назначены лица, которыми можно было легко манипулировать.

Инсинуации в отношении калмыцких медиков не прекращались. И даже несмотря на то, что в 1990 году в журнале «Социалистическая законность» появилось интервью старшего следователя по особо важным делам при прокуроре РСФСР Евгения Мысловского под заголовком «Гром уже грянул». В частности, он отмечает: «Первый вывод был таким: эпицентр в Элисте. Он оказался ошибочным. Трудно было установить, где была вспышка, поскольку в других регионах к тому времени вообще не проводили проверок и тем более не вели этих исследований».

Далее следователь продолжает: «Изучив истории болезни детей, мы проверили все их контакты, и у нас получилось, что несколько малышей из Элисты просто не укладываются в выстроенную схему. По всем данным, заболевание у них началось значительно раньше срока, предсказанного медиками (май 1988 г.), т.е. в декабре 1987 года. Это еще раз указывало на ошибочность первоначальной версии о единственном «злодее».

Виноваты ампулы с препаратами крови?

Борис Михайлович удивлён: «В телепрограмме Андрея Малахова «Пусть говорят» в декабре 2015 года, посвящённой трагедии в Элисте, полностью искажены факты. На протяжении всей передачи проходит мысль, что власти на местах старались не предавать огласке информацию о наличии ВИЧ-инфекции. Но все было далеко не так».

Доктор Сангаджиев уверен, что давление на следователя прокуратуры, который вел это дело, оказывалось не с целью воспрепятствования информации о ВИЧ-инфицировании детей в Элисте и распространении инфекции в СССР, а, наоборот – для сокрытия истинного положения дел, где фактически было виновато государство и чиновники союзного уровня.

Пострадал и заведующий хирургическим отделением. Его сняли с должности, лишили категории и перевели простым хирургом, вследствие чего он шесть лет проработал на единственной ставке. А вина его заключалась лишь в том, что, возмущенный вердиктом, вынесенным в отношении калмыцких медиков, Сангаджиев опубликовал свои несогласия в республиканских газетах.

Первым делом он задался вопросом: а не связано ли ослабление иммунитета детей с ядерными испытаниями или выбросами газоконденсатного завода в Астраханской области? В 1970-1980 годы, вспоминал Борис Михайлович, в республике наблюдался резкий всплеск гнойно-септических заболеваний среди детей младшего возраста. В то же время отмечалась странная эпидемия среди овец в Яшкульском районе, сопровождающаяся воспалением губ у животных.

Второй вопрос врач связывал с поставками в Калмыкию препаратов крови, в том числе альбумина, антистафилококковой плазмы, иммуноглобулина, приходившими из Ростовского научно-исследовательского института вакцин и сывороток. Вполне вероятно, вирус крылся именно в них, предполагает доктор. А основанием данной версии послужило то, что к нам, в Волгоград, Ростов, Астрахань и Ставрополь поступила экспериментальная партия иммуноглобулина, в результате чего в Элисте и соседних регионах одновременно заболели дети. Инфицированными оказались малыши до трёх лет, которых лечили в грудном и реанимационном отделениях. Они нуждались в интенсивной терапии, в состав которой входили экспериментальные препараты крови. Следует подчеркнуть, что в то время почему-то не требовалась их обязательная регистрация в истории болезни.

Кстати, для уточнения версии заражения наших детей через препараты крови врач-педиатр Яшалтинской ЦРБ Артур Харцхаев и врач Яшалтинской санэпидемстанции Виктор Харинов отправили ампулы иммуноглобулина для исследования на ВИЧ-антитела. Результат в одной из ампул оказался положительным, но попытку раскрыть информацию комиссия Минздрава РСФСР сразу пресекла на корню.

Вызвали огонь на себя

Можно долго рассказывать, сколько горя принес ВИЧ семьям Калмыкии, сколько случилось смертей и трагедий, сломанных судеб, сколько имя нашей республики полоскалось на страницах и экранах СМИ тогдашнего СССР. Единственным положительным моментом явилось то, что о вирусе в стране заговорили в полный голос. Ещё одним плюсом стало использование в Советском Союзе с 1989 года одноразовых мединструментов – шприцев, игл, систем для переливания крови и кровезаменителей.

- Нам, калмыцким медикам, не стыдно за тот инцидент, – уверен заслуженный врач республики Борис Сангаджиев, – поскольку в этом мы не виновны.

- Во все времена в Калмыкии, в особенности в республиканской детской больнице, работали высокопрофессиональные и ответственные медработники, обучавшиеся в ведущих клиниках СССР и России, – продолжает хирург. – Ведь не случайно СПИД в Советском Союзе был впервые выявлен, подчеркиваю, калмыцким врачом-педиатром, кандидатом медицинских наук Ниной Басанговной Шараевой, в то время как в других регионах об этом даже и не подозревали. А если подозревали и выявляли, то умалчивали, избегая последствий. И только элистинские доктора и руководство Минздрава Калмыцкой АССР, вызвав огонь на себя, проявили мужество и исполнили свой профессиональный и гражданский долг, то есть поступили по совести.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру