За последнее время стало понятно, что дорожная и строительная темы в Калмыкии, худо-бедно, но оттолкнулись от дна, на котором находились с 90-х годов. К заложенным 1.7 млрд рублей на дороги по нацпроекту упали дополнительные 285 млн рублей по итогам визита руководителя Росавтодора Новикова. Также есть информация, что сейчас власти республики нащупали настроение федералов и вытаскивают дополнительные деньги на ремонт и строительство дорог изо всех профильных и непрофильных госпрограмм. А где деньги, там, как водится, без драки под ковром никак.
В борьбе за дорожные проекты столкнулись 2 группы влияния. Группа Кюкеева, заметно усилившего позиции по итогам года, лоббирует крупные дорожные проекты в Элисте (городской агломерации). Приглядимся к этому вице-премьеру. Для Кюкеева основное - обеспечить дорожной инфраструктурой новый большой международный аэропорт, в который Новапорт, основной и единственный инвестор, планирует перестроить нашу уютную, но убитую годами бесхозяйственного использования воздушную гавань. Также в окружении Кюкеева взахлеб обсуждают проект по созданию транспортно-логистического хаба при аэропорте. Такое ощущение, что столица Калмыкии должна стать приложением к новому сияющему Аэропорту.
Не забудем и второй главный интерес Кюкеева - новый микрорайон Элисты (строительство которого федералы обеспечивают инфраструктурным кредитом) и другие большие стройки, их ведь тоже надо обеспечить дорогами. Как поговаривают в калмыцком «белом доме», в вопросах аэропорта Кюкеев является т.н. смотрящим от московской группы влияния, куда, по некоторой информации, входит и нынешний профильный зампред Правительства России, с которым Кюкеев знаком ещё со времён работы в правительстве Москвы.
Оппозицией группе Кюкеева в правительстве региона являются министр экономики Троицкий и министр сельского хозяйства Менкнасунов. Эти два активных молодых министра заинтересованы в размещении новых дорожных проектов прежде всего в районах республики. Это поможет Троицкому и Менкнасунову выполнить свой основной kpi - завести инвесторов в переработку продукции сельского хозяйства, туризм, перевозки и хранения грузов и другие проекты, которые смогут дать рабочие места и финансовые потоки.
Также к этой группе примыкает и набирающий политический вес, не менее амбициозный министр природных ресурсов Джамбинов, которому нужны дороги для районов Калмыкии, где ведётся добыча и разведка нефти и газа.
В такой ситуации, как правило, многое зависит от значимых игроков, которые пока что не приняли чью-либо сторону. Это новый министр Рубанов, про которого известно, что он пришел в регион с конкретными поручениями от федеральных групп (не одной!) влияния. И депутат Башанкаев, который старается сейчас подтверждать свою эффективность как лоббиста региона на федеральном уровне.
Складывается ощущение, что группы влияния в кабмине очень уверены в себе, для них главное – победа во внутривидовой войне. Никакой опасности со стороны бывших элит республики они не видят. Ах, молодость… Между тем близкие большие бюджеты привлекают и пробуждают к активным действиям группы бывших руководителей республики, под влиянием которых находятся некоторые крупные региональные инфоресурсы, а также часть оппозиции. Усилить давление на руководство региона с целью получения отступного они могут.
Так что делаем ставки, господа. Хяляхм (посмотрим, увидим - калм.). Кто-то да победит. Главное, чтоб не было как всегда - деньги растащат, а жители республики останутся один на один с бравурными обещаниями.