В конце сентября 1941 года совместное заседание бюро обкома ВКП(б) и Совнаркома Калмыцкой АССР возведение железнодорожной линии Астрахань-Кизляр признало важнейшей стройкой в республике, для чего было решено направить туда в виде трудовой и гужевой повинности 6200 рабочих и 2325 подвод. В ноябре дополнительно было откомандировано ещё 1900 человек и 450 подвод. На строительстве работали калмыцкие женщины, старики и подростки…
В начале августа 1942 года возведение линии было завершено: первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. С этого момента началось регулярное движение поездов, а ветка связала Поволжье с Кавказом и Закавказьем и обеспечила снабжение армии нефтью и боеприпасами.
Так, с августа по октябрь 1942 года в Сталинград было отправлено более 16-ти тысяч цистерн с горючим, что в целом предопределило исход Сталинградской битвы и положило начало победе в Великой Отечественной войне.
В Калмыкии создано и успешно работает Региональное общественное движение «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр», которое возглавляет известный историк и общественный деятель Сергей Кукуев.
По словам Сергея Ивановича, в Калмыкии до сих пор здравствуют те, кто возводил железную дорогу. В их числе элистинка Галина Хулхачиевна Лиджиева и яшкулянки Мария Бадмаевна Дертеева и Мария Наголаевна Одгаева.
На днях Галине Хулхачиевне исполнилось 98 лет, Марии Бадмаевне – 89, а Марии Наголаевне – 87, с чем мы их поздравляем. Желаем славным труженицам и многодетным матерям здоровья и долгой жизни!