МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Калмыкия

Раковая опухоль калмыцкой медицины

Сегодня онкология уверенно занимает второе место среди причин смертности населения Калмыкии. И дело не только в коварстве страшного заболевания, но и в огрехах его диагностики, слабой материально-технической базы лечебных учреждений. Дошло до того, что средства на приобретение, например, современного маммографа выделяются региону спонсором (это недавно сообщил председателю правительства Республики Калмыкия Игорю Зотову министр здравоохранения Юрий Кикенов).

На учете в республиканском онкологическом диспансере имени Э.С. Тимошкаевой сегодня находятся более четырех тысяч человек. Стоят здесь на учете, а лечатся-то преимущественно в других городах, чаще всего в Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте. Прямо пачками едут туда и оперируются – конечно, за деньги. Ведь если на кону человеческая жизнь – никаких средств близким не жалко.

Спросите: ну а почему не лечатся дома? Так с диагностикой у нас – беда. И это несмотря на то, что в онкодиспансере в рамках федеральной программы «Модернизация здравоохранения» почти полностью заменено оборудование клинической лаборатории. Часто делают операцию – а там, внутри, уже рак четвертой стадии со страшными метастазами. И это, уму непостижимо, после всех «домашних» обследований!

На той же встрече у премьера Зотова новый министр сообщил, что в рамках реализации указа президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» планируется покупка еще пяти аппаратов для снижения летальных исходов больных и выявления рака на ранней стадии. На эти цели, отрапортовал Ю. Кикенов, будет направлено 1,5 миллиона рублей. Финансирование, надо отметить, исключительно мизерное. Да с такими жалкими деньгами люди изначально обречены на смерть, даже шансов им не дают…

Стоит отметить, что рак – это общее обозначение более сотни болезней, которые могут поражать любую часть человеческого организма. Одним из характерных признаков онкологии является быстрое образование аномальных клеток, прорастающих за пределы своих обычных границ и способных проникать в другие ткани. Именно поэтому так важна ранняя диагностика. Но, констатируют медики, люди часто обращаются за помощью слишком поздно. Да и когда, обнаружив недомогание, приходят – их часто лечат от других болезней, упуская при этом возможности и драгоценное время. А ведь выявленный на ранних стадиях недуг хорошо поддается лечению, и человек может жить с этим диагнозом, в стадии ремиссии, много лет. К тому же при некоторых видах рака существует высокий шанс излечения. И хотя местные онкологи уверены в своей компетенции, все больше пациентов едут за пределы республики. А потому что не доверяют.

"Прошла обследование в онкологическом учреждении, и мне ставят страшный диагноз: рак матки, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Кинулась к хирургу-гинекологу, который до этого делал операцию по удалению миомы: мол, как же вы просмотрели опухоль?! А он в ярости: какой, к черту, рак матки, я же ее совсем удалил!». И вот что это было, недоумевает элистинка, неужели подлый развод на деньги?"...

Похожий диагноз поставили и маме одного моего знакомого. Ольга Николаевна рыдала день и ночь напролет, жила на одном корвалоле. Уже стала прощаться с жизнью, писать завещание, пока сын не отвез ее в московскую клинику. Там осмотрели женщину и впали в шок: наши врачи выдали доброкачественную опухоль за злокачественные новообразования. А недавно одной родственнице в онкодиспансере легкомысленно заявили, что результаты ее анализов потеряли. И таких случаев много. Но вот что удивительно – никто не извиняется за причиненные физические и моральные страдания, не несет наказаний. Как, впрочем, и за врачебные ошибки в других медицинских сферах и откровенную халатность, в результате которых умирают и калечатся люди. Но много ли вы знаете случаев, когда доктора и прочий медперсонал в результате чьей-то смерти отправлялись на нары?..

По данным статистики, в структуре смертности по Калмыкии злокачественные новообразования занимают второе место после болезней сердечнососудистой системы, и первое место среди онкозаболеваний – за раком молочной железы.

На второй и третьей ступени – рак легких, шейки матки и толстого кишечника, который часто выявляет колоноскопия (ее обязательно должны проходить люди старше 50-ти лет и те, у кого есть наследственная предрасположенность). Вот только, сетуют пациенты, данный медицинский диагностический метод, во время которого врач с помощью эндоскопа осматривает и оценивает состояние внутренней поверхности толстой кишки, в Элисте делают грубо и очень болезненно, вследствие чего люди только для эндоскопии едут в соседние регионы. Далее врачи говорят: населению нельзя пренебрегать методами ранней диагностики, и надо регулярно проходить медицинские осмотры с профилактической целью, особенно если среди кровных родственников кто-то болел раком.

Мужчины старше 50-ти должны делать анализ крови на содержание белка простатспецифического антигена (ПСА). Женщины – посещать гинеколога, а после сорока лет постоянно проходить маммографию. Всем лицам после 50-ти лет рекомендуется ежегодное обследование кала на скрытую кровь для исключения опухолей желудочно-кишечного тракта. Но около 20% людей в стране, подозревающих у себя онкологическое заболевание и, возможно, имеющих шанс на успешное лечение при его обнаружении на ранней стадии, боятся идти к врачам. И не только из-за страха.

Вот что они пишут на сайте республиканского онкологического диспансера: «Грубо отвечают в регистратуре. Участковый терапевт сказала, что на УЗИ можно записаться по телефону, а регистратор, буркнув: «Надо приходить и записываться!» – бросила трубку». « Все ужасно, гоняют две недели сдавать анализы. В стационаре нет мест. Работе диспансера нужно дать огласку». «Очень грубо ответила работник регистратуры. Почему нельзя записаться на УЗИ по телефону? Я из дальнего района». «Не согласна с предыдущими отзывами. Позвонили, нас записали на прием через день. Да, очередь живая, но количество людей ограничено, поэтому время ожидания не критично. Обследование – куча анализов, из них только четыре платных. Очереди на УЗИ и рентген тоже большой нет, так что все обследование уложилось в неделю. На приеме врач осматривает неформально. Кстати, пациентам бахилы выдают бесплатно». Братцы, но если качество медицинского обслуживания оценивается по такому критерию, как бесплатная раздача бахил, – значит, до мирового уровня медицины нам тянуться еще сотню лет...

Справедливости ради отметим, что в рамках национального проекта «Здоровье» Министерство здравоохранения России реализовало пятилетнюю онкологическую программу совершенствования лечения пациентов в регионах. Участие в ней и финансирование капремонта здания диспансера правительством РК позволило переоснастить лечебное учреждение оборудованием в количестве 80 единиц. В их числе аппараты для маммографии, ультразвуковых, рентгенологических, рентгеноскопических исследований, эзофагодуоденоскопии, колоноскопии. Врачи утверждают, что в местных условиях можно получить три вида лечения – хирургическое и лучевое, а также противоопухолевую лекарственную терапию. Здесь даже применяется аппарат для внутритканевой и поверхностной гамматерапии злокачественных новообразований. Дистанционная лучевая терапия позволяет точечно облучать опухоль и сохранять здоровые ткани. А для лучевого лечения пораженной кожи используется рентгентерапевтический аппарат с цифровой программой расчета дозы рентгеновского излучения.

Отделение хирургических методов лечения ежегодно оперирует до трехсот пациентов и выделяет койки паллиативным (неизлечимым) больным. И все же специалисты и недавняя коллегия Минздрава РК признали: в республике отмечена низкая выявляемость онкопатологий. А виной тому, по всей вероятности, – не дефицит кадров (онкологами и радиологами мы обеспечены на 80 и 100 процентов) и нехватка диагностических аппаратов, а пресловутый человеческий фактор, когда проявляются то ли банальное равнодушие к пациентам, то ли корысть…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах